Тем, кто был в театре Марка Вайля «Ильхом» на проекте «4 города» в рамках VI фестиваля музыки и визуальных искусств Black Box, наверняка запомнился этот молодой вокальный коллектив. Исполненная «Блюз-капеллой» фри-джазовая композиция со знаменитым «Хоралом» Палестрины в основе, обработанным Артемом Кимом, помогла созданию необычной музыкально-речевой атмосферы вечера. Помимо пения классической музыки вокалисты, вслед за актрисой Ольгой Володиной, на разные голоса экспериментировали с поэтическими текстами, пересыпая их своеобразными звуками и оттеняя неожиданными шумами...

В беседе с певцами мы узнали, что их квинтет создан совсем недавно, в декабре 2010 года. В него вошли пятеро недавних выпускников вокального отделения Государственной консерватории Узбекистана: Николай Абульхасанов, Ирина Буракова, Виола Мусаджанова, Любовь Петлина и Елена Слепова. Их объединили не только умение петь и любовь к музыке, но и желание экспериментировать, пробовать себя в разных исполнительских жанрах, от старинной классической музыки до современного джаза.

Как ваш вокальный квинтет собирается участвовать в медиапроекте Ансамбля Omnibus и галереи Аrt & Fact «Мобилография»?

Любовь Петлина, художественный руководитель «Блюз-капеллы»: В программу октябрьского проекта мы включили мессу фламандского композитора 15 века Якоба Обрехта «Fortuna desperatа», никогда ранее в живом исполнении в Центральной Азии не звучавшую. Надеемся, что такое сочетание старинной духовной музыки с аудио и видеорядом сегодняшнего дня гости галереи воспримут с интересом.

На мой взгляд, февральский проект в «Ильхоме» во многом предварял осенние медиапроекты серии «Перекрестки». Какие впечатления оставили у вас самих «4 города»?

Николай Абульхасанов: Впечатления незабываемые. На мой взгляд, в этой композиции объединилось всё сразу: и прекрасная музыка, и настоящая поэзия, |и наши эмоции, - объединилось с тем, чтобы воплотиться не только в какие-то очень интересные звуки, но и в необычную, сбалансированную джазовую импровизацию.

Виола Мусаджанова: Это был синтез абсолютно всех искусств. Я, например, особенно люблю поэзию Сухбата Афлатуни - простую и в то же время изысканную. И его стихотворением «Рассвет совпал с Самаркандом» как раз и начинался вечер. К тому же, музыкальная часть вечера для нас, участников квинтета, вообще стала знаковой, можно сказать, судьбоносной. Именно на этом концерте «Блюз-капелла» попробовала петь так, как ей давно следовало запеть. Потому что здесь мы, кроме пения, читали стихи, шептали, шипели, чуть ли не щебетали, - изображали различные шумы и были, как вселенная - такие разные... Для нас исполнение этой особенной современной музыки было очень интересным и полезным опытом. Ведь певцы обычно поют - и только. А то, чем сейчас занимается «Ильхом» и Omnibus, почти никого не оставляет равнодушным. В отличие от классического, традиционного театра, который сейчас мало кого задевает.

Самой мне приходится часто слушать современную музыку и даже ее петь, так что я в этом процессе давно. А моим коллегам по квинтету поначалу было сложно. Их, например, приводили в смущение ремарки в нотах: «пойте свободно» или «импровизируйте»... И я очень рада, что они смогли отказаться от стереотипов и запеть свободно, ведь немало музыкантов, воспитанных на классической музыке, так и не могут преодолеть подобный психологический барьер.

Ирина Буракова: Я, и правда, прежде редко бывала в «Ильхоме», настороженно относилась и к этому театру, и к Omnibus’у - что-то мне нравилось, что-то не очень. Но при ближайшем знакомстве с ними мое предубеждение постепенно ушло. К примеру, мне на фестивале понравилось музыкальное сопровождение Omnibus’а к фильму «Трёхгрошовая опера». Именно такие моменты здорово цепляют...Видно, что ребята в ансамбле музыкально образованны и играют очень хорошо, просто молодцы!

«Блюз- капелла» - мобильный коллектив. Есть ли еще какие-то преимущества работы небольшим составом?

Любовь Петлина: Главное преимущество - здесь невозможно спрятаться за спины других, все друг друга хорошо слышат, и каждый певец чувствует большую ответственность, чем это бывает в многолюдных хоровых коллективах.

Николай Абульхасанов: Мне тоже кажется, что в большом хоре сложнее достичь высокого качества общей тембральной окраски, малому составу поближе к ней подобраться легче. Особенно эту общую краску тембра слышно как раз при исполнении старинной европейской музыки, когда голоса настолько сливаются, что очень трудно понять, кто, где и когда поет. И судя по тому, что мы уже успели сделать в квинтете, можно надеяться, что мы сумеем добиться полной «спетости».

Любовь Петлина: Действительно, в католических храмах Х1V- ХVШ веков, когда в хоре пели исключительно мальчики, пение исполнялось почти без вибрации, очень чистыми и прозрачными голосами, практически сливаясь в едином звучании. Поэтому, когда мы выступали в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее имени Успенского, то , кроме естественного желания обкатать свою новую программу, очень хотелось, чтобы ученики Успенки получили возможность послушать, как красиво может звучать живой человеческий голос – уникальный музыкальный инструмент. Ведь любым другим инструментом пользоваться легче. На состояние, допустим, самой скрипки напрямую не влияют ни плохая погода, ни стресс у скрипача. Кроме того, скрипка, в отличие от голоса, изначально настроена и при необходимости любую ее часть можно заменить.

Как возникло на звание вашего квинтета?

Виола Мусаджанова: Это отдельная история. Пересматривалась, примеривалась масса вариантов - кого-то потянуло в астрологию, кого-то в музыкальную терминологию, кого-то в латынь. Но когда возникло «Блюз-капелла» - всё встало на свои места. Уже в самом названии заложены принципы, по которым мы собираемся работать: свобода и эксперимент, строгость и гармония.

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"