Анализ сочинения - фундаментальный предмет в процессе воспитания композитора. Ошибочно, например, считать серьезным анализом примитивный структурный анализ: вот форма А, вот форма В, а вот форма С. Грубо говоря, если перевести это на язык архитектуры, - вот блоки А, В и С, из которых состоит здание. Еще одна форма анализа- эстетическая, и даже этическая. Подсчитывается, сколько в сочинении использовано традиционного или фольклорного материала, и на основании такого подсчета делается вывод, хорошо это или плохо. Происходит перенос анализа в "околомузыкальную" плоскость, в лучшем случае, в культурологическую сферу. Обе названные формы анализа развращают молодого композитора, не дисциплинируя и не мотивируя его к развитию. Такой анализ можно назвать описательным.

На мой взгляд, необходим анализ структурный. Если продолжать метафору с архитектурой, анализ должен заключаться в рассмотрении всех проектных чертежей. Надо не просто смотреть, из каких блоков состоит здание. А надо понять: каковы крепления и его каркасная основа, каков химический состав материала, из которого сделан каркас, почему этот каркас сделан так, а не иначе, каков химический состав бетона, какие стены несущие, как проложены коммуникации и насколько оптимально структурировано пространство внутри здания и т.д. Всем этим анализом заниматься архисложно.

Если же говорить языком музыки, то должен быть анализ звуковысотной, ритмической, тембральной, динамической организации сочинения.

Когда мы анализируем, к примеру, сочинение Джахонгира Шукурова " Марсия"( Плач), то разбираем, сколько здесь тактов, почему кульминация находится в этом такте. Мы пытаемся выяснить, за счет каких инструментальных факторов получается именно такая кульминация. Почему паузы между фразами солистки в этом сокращаются, а не увеличиваются. Смотрим, сколько слогов в тексте для голоса, почему так распределяется музыкальный материал между слогами. Мы также обращаем внимание на различные композиторские техники: технику ритмической, звуковысотной организации произведения. И вслед за таким подробным анализом мы стараемся исполнить это сочинение на концерте, чтобы студенты могли слушать его в живом исполнении

И молодой композитор только тогда начинает прогрессировать, когда он понимает эту структурность в чужом сочинении, когда он в состоянии проанализировать, как же это сделано. Потом, применяя эту внутреннюю дисциплинированность (когда не просто строятся четыре стены, а организованно и красиво строятся) молодые композиторы учатся быть мастером и художником. Только анализируя сочинения других мастеров. Именно этот принцип закладывают приезжие педагоги в студентов Omnibus-Laboratorium'a. Предполагается, что молодой композитор на протяжении всего года продолжает эту работу. Все необходимые для этого условия мы ему предоставляем

Из ответов Артема Кима, одного из педагогов мастер-класса Omnibus Laboratorium, на вопросы аудитории

 
Copyright by Omnibus Ensemble
Povered by OLLI
Design by "Design Drugs"